АЛЕКСАНДРУ ПЕТРОВУ – известному российскому художнику-мультипликатору,сценаристу,режиссеру,лауреату премии ,,Оскар" сегодня - 65!
В работе использует технику «ожившей живописи», рисуя мультфильмы масляными красками на матовом стекле. Причём краску художник наносит не кистью, а пальцами.
Александр Константинович Петров родился 17 июля в 1957 году в селе Пречистое Ярославской области. В 1976 году окончил Ярославское художественное училище. По окончании художественного факультета ВГИКа (мастерская И. Иванова-Вано) в 1981 году пришел в анимацию. Работал как художник-постановщик анимационных фильмов на киностудии «Арменфильм» в Ереване (1981-1982) и на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982-1992).
С 1987 по 1988 изучал основы режиссуры на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве (мастерская Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, Э. Назарова).
Как автор сценария и режиссер дебютировал фильмом «Корова» в 1989 году, и с тех пор рисованное кино стало его «ноу-хау». Свои произведения Александр Петров создает в технике «ожившей живописи» — рисует масляными красками на ярусах стекол, просвеченных особым способом снизу так, чтобы в кадре возникал воздух. Причем мастер редко использует кисти — творит исключительно пальцами. Поэтому на создание мультфильма на 10 минут экранного времени у Петрова уходит целый год. «У Саши в ногти, в прожилки кожи, даже в бороду въелась краска. Когда он выходит из павильона, лицо измазано почище, чем у вождя краснокожих», — подмечают очевидцы творческих порывов художника.
После окончания работы над своим вторым фильмом «Сон смешного человека» в 1992 году А. Петров вернулся в Ярославль, где открыл студию «Панорама». Там же в 1996 году режиссер снял фильм «Русалка».
Фильмы А. Петрова неторопливы и лиричны, наполнены метаморфозами, а живописная манера создает изумительно красивое переливчатое изображение. «Я всегда стараюсь совместить реальность с вымыслом. Для меня это — любимый художественный прием. Мне нравится через сон, через „электрошок“ воспоминаний найти образ и передать состояние героя или подчеркнуть философскую мысль», — говорит художник.
С 1996 по 1999 Александр Константинович жил в Монреале (Канада), где снимал картину «Старик и море». Этот первый анимационный фильм для кинотеатров с большим экраном IMAX в 2000 году принес режиссеру статуэтку «Оскар» в категории «лучший короткий анимационный фильм».
Участник всероссийских и международных кинофестивалей, Александр Петров награжден множеством призов и дипломов. Лауреат Государственной премии России за 1990 и 1995 годы, член Союза кинематографистов России, член международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии.
Александра Петрова без преувеличения называют «полпредом российской анимации в мире». Петров — единственный русский режиссер, чьи работы четырежды попадали в число оскаровских номинантов: «Корова» (1990), «Русалка» (1998), «Старик и море» (2000), «Моя любовь» (2008).
«Корова»
1989, 10 мин.
Свердловская к/студия и студия «Пилот»
Автор сценария, режиссер, художник и аниматор — А. Петров
«Корова» — дипломная картина и дебют режиссера Александра Петрова — создана по одноименному рассказу Андрея Платонова.
«Корова» решена в редчайшей технике «живописи по стеклу». Картина пишется прямо под камерой и все время видоизменяется от первого движения в кадре и до последнего.
В фильме «Корова» быт растворен в мире чувствования, страхов и фантазий ребенка, страдающего, сочувствующего, впервые соприкоснувшегося со смертью близкого существа. В финале мальчик понимает, что съеденная корова отдала все: молоко, кожу, кости, свою любовь. Это рассказ о жертвенности, и эстетика фильма полностью соответствует прозе Андрея Платонова.
Этот мультфильм получил высшие награды многих крупнейших анимационных фестивалей мира и даже оказался в «оскаровской» номинации.
Призы и номинации
Приз за лучший дебют на МКФ в Варне (Болгария) 1989
Гран-при и приз газеты «Асахи» на III МКФ в Хиросиме (Япония) 1990
Диплом жюри на 40 МКФ в Западном Берлине (Германия) 1990
Приз за лучший дебют на МКФ в Оттаве (Канада) 1991
Гран-при «Золотая раковина» на МКФ в Бомбее (Индия) 1992
Номинация на «Оскар» в Лос-Анджелесе (США) 1990
Специальный Приз на МКФ в Брюсселе (Бельгия) 1993
Приз за авторское кино на ВКФ изобразительного мастерства кино в Екатеринбурге 1991
* * *
«Сон смешного человека»
Герой фильма решает уйти из жизни, но в последний момент засыпает. Ему снится, что он умер и попал на другую планету, очень похожую на Землю, но люди, живущие там, не знают греха...
Первый приз МФ анимационных фильмов "Оттава-92" (Канада, 1992)
Первая премия 16-й МФ анимационных фильмов "Синанима-92" (Португалия, 1992)
Премия за лучший к/м фильм МФ анимационных фильмов в Аннеси (Франция, 1993)
Премия за лучший к/м фильм МФ 7-й МФ анимационных фильмов в Штутгарте (Германия, 1993)
Специальный приз на Краковском кинофестивале (Польша, 1993)
Гран-При "Золотой голубь" на МКФ в Лейпциге (Германия, 1993)
Гран-При на МКФ в Штутгарте (Германия, 1994)
Первая премия МКФ в Тирасполе (Молдова, 1994)
Государственная премия России (1995)
* *
«Русалка»
1996, 10 мин.
Кинокомпания «Даго», Школа-студия «Шар», студия «Панорама»
Соавтор сценария, режиссер, художник и аниматор — А. Петров
«Русалка» — мистическая история об отшельнике-монахе и его молодом послушнике, который соблазнился на женские прелести озерной ведьмы. Этот фильм, прежде всего, о том, чего нам не достает сегодня в нашей суетной жизни: о смирении и прощении, а также о любви земной и небесной и об искуплении вины.
Призы и номинации
Приз жюри МКФ в Аннеси (Франция) 1997
Гран-при МКФ в Эшпиньо (Португалия) 1997
Приз жюри МКФ «Крок» (Украина) 1997
Гран-при МКФ в Загребе (Хорватия) 1997
Приз Хиросимы на МКФ в Хиросиме (Япония) 1998
Номинация на премию «Оскар» 1998
* *
«Старик и море»
1999, 20 мин.
Production Pascal Blais, Imagica Corp. Densu Tec., NHK, студия «Панорама»
Автор сценария, режиссер, художник, аниматор — А. Петров
«Старик и море» — оскароносная картина по одноименному рассказу Эрнеста Хэмингуэя. Мультфильм снят в Канаде в формате 70-миллиметровой пленки для гигантского экрана IMAX с использованием новейших технологий, которые дают зрителю возможность полного погружения в пространство фильма.
Фильмом «Старик и море» художник занимался около 3 лет. После успеха картины Александру Константиновичу предлагали уехать за рубеж. Предлагали студии, оборудование, деньги… Но художник выбрал Россию.
Призы и номинации
Гран-при МКФ «Крок», 1999
Приз детского жюри МКФ «Золотая рыбка» (Москва), 1999
Приз жюри МКФ Флагстаф (США), 1999
Гран-при, приз за лучшее звуковое оформление и приз RTP (ТВ-канала) на МКФ в Эшпиньо (Португалия), 1999
Гран-при МКФ в Виссембурге (Франция), 1999
Гран-при фестиваля Маинити (Япония), 2000
Гран-при в категории анимации 3-го фестиваля искусств в Токио (Япония), 1999
Приз за лучший анимационный фильм 6-го РКФ «Литература и кино», 2000
Приз за лучший анимационный фильм на МКФ «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге, 1999
Приз киноакадемии Квебека JUTRA, 2000 (Канада)
Премия Американской киноакадемии ОСКАР 2000 в категории «лучший короткий анимационный фильм»
Гран-при и приз публики на МКФ в Аннеси (Франция), 2000
Приз в категории до 30 мин. на МКФ в Загребе (Хорватия), 2000
Приз детского жюри МКФ BUSTER в Копенгагене (Дания), 2000
Приз жюри на МКФ в Хиросиме (Япония), 2000
* *
«Моя любовь»
2006, 26 мин. 35 сек. (Россия)
Производство: «Первый канал», «Даго-фильм студия», «Дэнцу Тэк»
Режиссер и художник-постановщик — Александр Петров
Автор сценария: Александр Петров при участии Михаила Тумели и Татьяны Павлович
Продюсеры: Константин Эрнст, Дмитрий Юрков, Кейичи Миура, Такаши Йоршимура
Оператор: Сергей Решетников
Графическая анимация: Дмитрий Петров, Изольда Солодова, Михаил Тумеля
Живописная анимация: Дмитрий Петров, Юлия Кузнецова, Елена Петрова, Светлана Шухаева, Елена Писаренко, Татьяна Мурысова
Монтаж: Анна Брюнчугина
Звукорежиссер Виктор Дурицын
В фильме использована музыка Нормана Роже
Роли озвучивали: Александр Паламишев, Александра Живова, Евгения Крюкова, Сергей Гармаш, Нина Русланова, Александр Олешко, Олег Щербенин, Юлия Артемова
«Моя любовь» — фильм, созданный по мотивам романа Ивана Шмелева «История любовная».
Александр Петров работал над мультфильмом три года — это его самый длинный фильм.
«Моя любовь» — это история взаимоотношений молодого человека с женщинами. Выбор именно этого романа для своей мультипликационной экранизации художник объясняет просто: «Я влюбился в этот роман. Я влюбился в язык Шмелева».
На этом фильме впервые были опробованы современные анимационные технологии. Если раньше фрагменты фильма снимали на кинопленку, то сейчас применили компьютерный монтаж. Его преимущества состоят в том, что снижается риск потери качества и есть возможность контролировать процесс создания мультфильма еще на стадии производства.
Призы и номинации
Приз жюри. Зрительский приз. Международный анимационный фестиваль в Хиросиме (Япония), 2006
Приз кинопрессы. Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге (Германия), 2006
Гран-при в Дрездене (Международный фестиваль анимационного и короткометражного кино), 2007
Гран-при, Приз за лучшую режиссуру, Приз за лучшее художественное решение. Фестиваль российской анимации в Суздале (Россия), 2007
Гран-при. Международный анимационный фестиваль в Тегеране (Иран), 2007
Премия НИКА за лучший мультипликационный фильм 2006 года
Приз за лучший анимационный фильм на 16-м Международном кинофоруме «Золотой Витязь» (Кисловодск), 2007
Гран-при. Международный кинофестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание к человеку» (Санкт-Петербург), 2007
Best Film, Audience Prix. Международный анимационный фестиваль в Мельбурне (Австралия), 2007
Best animation. Фестиваль Anima Mundi, Рио де Женейро (Бразилия), 2007
«Золотая ладья» за лучшее анимационное кино. Фестиваль российского кино «Окно в Европу», Выборг (Россия), 2007
Гран-при. Международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка», 2007
Приз за лучший анимационый фильм 2007 года. Международный фестиваль короткометражных фильмов в Драме (Греция)
Гран-при. Международный православный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» (Москва), 2007
Номинация на премию «Оскар», 2008.